© Саакян С.А.
Английский через музыку

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Язык и музыка – две знаковые системы, в основе которых лежит звук. Звуки, как коммуникативные сигналы, несли и несут человеку бесценную информацию. Язык, как и музыка, выполняет четыре функции: служит средством познания, является хранителем национальной культуры, является средством общения и выражения отношения к миру, выступает в качестве инструмента образования, развития и воспитания. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания»

Можно условно обозначить 2 способа использования музыки в процессе обучения иностранных языков. Один из способов можно назвать персептивным, имея в виду использование уже существующих мелодий и ритмов. Вторым способом использования технологий воздействия музыки в процессе обучения является креативный способ. Сюда относятся все методы создания новых, своих собственных музыкальных композиций с последующим наложением слов, предложений по выбранной тематике. В этом случае, учащиеся имеют возможность самостоятельно использовать все имеющиеся и полученные знания для создания своей композиции или музыкального отрывка, что приводит, в свою очередь, к активному использованию изучаемого материала.

Не следует упускать из виду также эмоциональную составляющую творческого процесса создания своего «произведения». Данная деятельность позволяет консолидировать знания, переводить их на уровень умений и при многократном использовании также вывести на уровень навыка, а также позволяет усилить мотивацию к дальнейшему овладению навыками общения на английском языке.

Рассмотрим некоторые методические преимущества использования музыкального компонента в процессе обучения иностранному языку:

    1. Лексика

Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения, сложенные в определенной рифме. Ритмичная музыка стихов и песен помогает быстрейшему усвоению слов, фраз, предложений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации в схожих речевых ситуациях.

    1. Грамматика

В песнях лучше усваиваются также грамматические конструкции. В некоторых европейских странах издаются специально песни для обучения наиболее распространённым грамматическим конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом с пояснительными комментариями и заданиями.

    1.  Фонетика

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.

Формирование навыков правильного произношения иностранных слов, словосочетаний и предложений предполагает «настройку» артикуляционного аппарата на основе сходства и различия в произношении звуков родного и иностранного языков. Развитие музыкального слуха помогает улавливать тончайшие различия в произнесении иностранных звуков. При формировании произносительных навыков важна не только правильная постановка звуков, но также ритм, паузы, ударения, интонация. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма, темпа речи и т.д.

    1. Синтиксис

Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной, т.е. спонтанной речи.

    1. Культурология

Песня играет особую роль среди источников культурологической информации. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют учащегося, т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве лигвострановедческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную память. Будучи носителем культурологической информации, песня  формирует и духовную культуру учащихся.

    1. Эстетика

Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся. Эстетическое воспитание реализуется в следующих направлениях:

а) накопление музыкального опыта восприятия и анализа музыкальных произведений;

б) приобретение учащимися определённого уровня знаний в области музыкального искусства;

в) формирование художественного вкуса на основе критического осмысления явлений музыкальной действительности;

г) применение навыков и умений в эстетической деятельности учащихся.

    1. Психология

Благодаря использованию музыкальных средств на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается мотивация к изучению иностранного языка.  Музыка или песня, которую  одновременно слушает вся группа слушателей, способствует также как сплочению коллектива, так и более полному раскрытию творческих способностей каждого.

Музыкальная составляющая в изучении иностранного языка позволяет раскрыться новым способностям учащихся, облегчает процесс обучения иностранному языку, сделав его увлекательным и эффективным, так как активизирует процесс полноценного восприятия явлений окружающей действительности.

Песни являются очень ценным инструментом изучения английского языка. Их учить  интересно, так как они представляют собой небольшие, связанные смыслом, завершенные тексты и имеют свойство самопроизвольно повторяться, “прокручиваться” в голове, что автоматически ведет к повторению и закреплению изучаемого материала.

Использование обоих способов  воздействия музыки в процессе обучения иностранному языку задействует все аспекты языка, начиная от фонетики, лексики, грамматики до синтаксиса. Альфред А. Томатис (французский врач и музыкальный терапевт) утверждает, что у каждого языка существует своя собственная музыка, свой собственный музыкальной фундамент (темп, динамика, метроритм, звуковысотность и форма). Также каждый человек проживает свою собственную музыку жизни.

Литература:

  1. Плотницкий Ю.Е. К вопросу о соотношении вербального и мелодического компонентов в текстах англоязычного песенного дискурса // Проблемы преподавания иностранных языков в контексте модернизации образования: Сборник материалов и тезисов докладов IX Межрегиональной научно-практической конференции. – Самара, 2003. – С. 158-160.
  2. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. В 2-х тт. М.1994
  3. Ellis P. Bowen M. Way Ahead 1,2,3,4. Macmillan Education.1998
  4. Murphey T. Music and Song. Oxford: Oxford University Press, 1992.